- ОПРОСНЫЙ ЛИСТ
- (questionnaire) — форма, содержащая вопросы и распространяемая среди множества людей главным образом с целью получения информации и фиксации мнения. Социальные ученые используют опросные листы для: изучения общих характеристик населения (например, возраста, пола, занятий, доходов и т.д.); исследования настроений; установления отношения между двумя переменными (в частности, родом занятий и электоральным поведением); проверки теорий. В составлении вопросов есть сложности. Во-первых, необходимо постараться гарантировать, чтобы значение, которое каждый респондент придаст вопросу, было тем же самым, то есть учитывать особенности изучаемых групп (см. также Пилотажное исследование). Например, для детей следует выбирать по возможности самые простые слова и избегать длинных (скорее "работа", чем "род занятий", "мама" вместо "матери" и т.д.). Во-вторых, важен тип вопросов — применять ли неструктурные (открытые) или структурные (закрытые, либо с заранее сформулированными ответами) вопросы (см. Неструктурированные данные; Структурированное кодирование). Выбор одного из этих типов зависит от характера темы работы и средств ее осуществления. Там, где тема относительно неизученная, можно отдать предпочтение первым, поскольку ученый может не представлять себе диапазон возможных ответов. Это часто справедливо и для тех случаев, когда вопросы задаются устно, что позволяет нащупывать ответы респондентов. Наоборот, при почтовом опросе более предпочтительными являются предварительные вопросы, ибо они упрощают заключение. В-третьих, последовательность вопросов в анкете. В целом они должны вытекать друг из друга и располагаться таким образом, чтобы их порядок как можно меньше влиял на последующий ответ респондента. Так, при выявлении отношения населения к абортам общий вопрос о том, следует ли запретить их, рекомендуется поместить перед пунктом о возможной реформе соответствующего закона, а вопросы личного характера о возрасте, поле, роде занятий и доходах и, возможно, смущающего — в конце опросного листа. Вопросы могут задаваться рядом способов: (а) устно при интервьюировании исследователем респондента; (б) самораспространением, при котором, например, преподаватель мог бы раздать студентам опросные листы и получить ответы в аудитории; (в) отправлением опросных листов респондентам по почте. Выбор здесь зависит от ряда факторов, но наиболее важные — характер изучаемых проблем, сложность вопросов и затраты. Там, где работа ведется по сравнительно новой теме и многие из вопросов являются открытыми, предпочтение отдается интервью, и, наоборот, где опрашивается множество людей, а опросный лист имеет предпосланные ответы, лучше почтовый опрос. Хотя проведение последнего относительно дешево, неудобство состоит в высоком проценте отсутствия ответа (см. Отсутствие ответа).
Большой толковый социологический словарь.— М.: АСТ, Вече. Дэвид Джери, Джулия Джери. 1999.